Исследовательская и проектная работа
 Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознавать, что человек - это его малая часть.
Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознавать, что человек - это его малая часть.Основным условием развития творческих способностей ребенка, стимулирования его мотивации к усвоению знаний является активное включение его в учебный процесс как исследователя, самостоятельно добывающего знания, открывающего для себя в известном неизвестного.
 Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися старших классов, интересующихся предметом, является работа - самостоятельный поиск.
Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися старших классов, интересующихся предметом, является работа - самостоятельный поиск.Данная активная форма деятельности позволяет учителю, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки, учитывая их индивидуальные особенности, ставить перед ними поисковую задачу.
Обучающий результат такого вида деятельности заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками работы.
Учащиеся составляют отчеты о своих наблюдениях, пишут обзоры научно-популярной литературы, разрабатывают схемы действия.
 «Редкие и исчезающие виды растений и животных Республики Мордовия» «Редкие и исчезающие виды растений и животных Республики Мордовия»
- «Право животных на гуманное отношение к ним со стороны человека»
- «Человек Присурья»
- «Комплексное исследование пойменных озёр Долгое и Тросное инструментальными и экобиологическими методами»
- «Листоеды и их роль в экосистемах Симкинского природного парка устойчивого развития»
- «Макромицеты Симкинского природного парка устойчивого развития»
- «Мониторинг физико-химического экобиологического состояния озёр Симкинского природного парка»
- «Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека»
- «Экологическое состояние системы реки Чермелей в ее среднем и нижнем течении»
- «Изучение воздействия различных факторов на свойства слюны человека»
- «Влияние солей тяжелых металлов на рост культурных растений»
- «Моделирование процесса «парникового эффекта»
- «Особенности строения светолюбивых и теневыносливых растений»
- «Братья? наши меньшие (бездомные животные: противоречия и проблемы)»
- «Оценка качества среды в районах города Саранска и особо охраняемой природной территории (СППУР) по ФА листовой пластинки березы повислой (Betula pendula Roth.)»







