Главная | Элективный курс | Регистрация | Вход
Место работы

Адрес:
Республика Мордовия,
г.о. Саранск,
пр. 70 лет Октября, д. 102

Телефон:
8(8342)55-63-66

e-mail: licey-7@yandex.ru

Меню сайта

Поиск

Элективный курс
«Образ жизни и здоровье человека»
Маскайкина И.В. , МОУ «Лицей №7».


Пояснительная записка

Цели и задачи курса:

Проблема формирования мотивации здорового образа жизни в нашей стране и республике стала сегодня актуальной как никогда. Рост заболеваемости, преобладание смертности над рождаемостью, рост психических заболеваний, распространения венерических заболеваний, наркомании и алкоголизма ведет к деградации и вымиранию человека как биологического вида и потери его духовной сути.

Передовая общественная и научная медицинская мысль ищет выхода из сложившейся ситуации по пути интеграции знаний о человеке, целостном и системном подходе к его здоровью.

Сложная социально-экономическая обстановка является сейчас тем моментом истины, когда человек проверяется на гуманность, стойкость духа, честность, порядочность, доброту, толерантность. Но мало выдержать, нужно еще и построить новую жизнь на этих принципах: встать на путь культурного и духовного возрождения, решения экономических проблем. Для этих целей нужны в первую очередь люди, способные максимально и эффективно использовать материальные ресурсы в нужном для общества направлении. Совершенно очевидно, что пассивные, инертные, физически слабые и бездуховные люди не смогут решить задачу обновления жизни. Нужны активные, творчески одаренные, здоровые и физически развитые члены общества, стремящиеся к всестороннему развитию и проявлению своих способностей, выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и самим себе. «… сегодня первоочередной задачей является формирование долгосрочной стратегии укрепления здоровья всех слоев населения» (из проекта Закона о развитии физической культуры и спорта РМ).

Задача курса – формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, развитие коммуникативных умений, радости общения, стремление к духовному и физическому совершенству.

Современные научные открытия, концепции, теории расширяют представления о человеке, его месте в эволюционном процессе, возможности быть здоровым и счастливым. Необходимо привнести эту новизну в жизнь, пробудить мысль, активность, сознание, творческий потенциал человека для его само актуализации в окружающем мире. Этой цели и служит предлагаемая программа курса образа жизни и здоровье человека.

Цель курса обосновать целесообразность здорового образа жизни во всех сферах актуализации человека – бытовой, семейной, общественной; дать навыки использования профилактических мер в повседневной жизни.

Основные методы и формы организации изучения курса – рассказ-беседа, сюжетная игра, экскурсии, семинар, лекции, практическая работа - не только способствуют знакомству школьников со здоровым образом жизни, но и формируют умения прогнозировать отношения в системе « природа – человек – общество»; воспитывает чувство сопереживания другим людям; содействуют становлению гражданской зрелости и ответственности к природе, человеку, себе.

Программа «Образ жизни и здоровье человека » разработана на основе программ: 
1. «Здоровье и окружающая среда» - авторского коллектива: Б.Т. Величковский, И.Т. Суравегина;
2. «Образ жизни и здоровье человека», автор Л.Д. Тарасов.

Программа рассчитана на один час в неделю в X и XI классах и предполагает 68 часов.

Программа курса «Образ жизни и здоровье человека» реализует междисциплинарный подход к изучению проблем экологии человека. Преподавание курса в X классе, направлено на решение таких задач, как актуализация знаний по физиологии человека, физическом и духовном здоровье и его факторах. Овладевая знаниями, учащиеся приобретают умения наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения.

Курс образа жизни и здоровья человека, проводимый в X классе, способствует развитию у старшеклассников философского аспекта проблемы здоровья и образа жизни, формирует правильное отношение к труду, отдыху, питанию, образу жизни.

Завершает изучение курса конференция по проблемам здоровья учащихся, семьи и окружающей среды.

При изучении курса - учащиеся имеют возможность сделать правильный выбор, утвердиться в своем решении заниматься любимым делом, а также стать социально активным гражданином нашей Родины.

Базируясь на знаниях компонента здорового образа жизни, раскрываются внутренние возможности сохранения здоровья каждого человека.

Значительной частью курса являются практические работы, которые непосредственно позволяют учащимся познакомиться с различными способами оздоровления, закаливания, лечения, а также способствуют выработке у учащихся навыков оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях; способствуют повышению интереса к предмету и гигиеническому воспитанию учащихся. Особое место в практикуме занимает «Дневник самоконтроля». Он предназначен для тех, кто хотел бы самостоятельно начать заниматься физкультурой и спортом. Такой дневник учащиеся могут вести как с учителями, так и с родителями.

Данный вариант программы ведут учителя биологии.

X класс
   
Тема I. Образ жизни и здоровье человека (11ч.)

Понятие об образе жизни. Предмет валеология. Предпосылки возникновения. Его место в системе естественных наук. Понятие здоровья, его компоненты: физическое, психическое, духовно-нравственное, социальное. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни.

Ключевые понятия:
а) валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни;
б) здоровье и его составляющие;
в) задачи человека на современной эволюционном этапе развития.

Практические работы:
  • «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим  
  • данным».  
  • «Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул».
  • «Составление режима дня учащихся».
  • «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья».
Наглядные пособия:

  • Произведения живописи и графики, воспевающие духовную и физическую красоту человека.
  • Схемы, рисунки, таблицы, отражающие сходство и различия человека и животных.
  • Репродукции картин: « Утро» Г.Н. Яблонский, 1954; « Всадница»,1964, « Последний день Помпеи» 1833, К.П. Брюлова; «Лунная ночь», 1940, И.Н. Крамского; «Укрощение коня»,1850 П.Д. Клодта; «У моря», «Семья», «Гимнасты» 1962-1964, Д.Д. Жилинского ,« Раздолье» , « На юге»,1944, А.А Дейнеки; « Неизвестная»,1833, И.Н .Крамского; « Портрет Самойловой Т. в роли Анны Карениной»,1966, Ю.И Пименова.
Тема II. Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни (23ч.)

Биологическое и социальное в человеке. Человек как результат биологической эволюции. Индивидуальные особенности человека: генотипические, половые, возрастные аспекты. Физическое здоровье как одна из составляющих частей. Зачем человеку здоровое тело? Основы медицинских знаний: основные системы человеческого организма – нервная, половая, выделительная. Обмен веществ, энергообмен. Энергосистема человека, взаимосвязь с органами, эндокринной, иммунной и др. системами. Иерархичность и синергетичность в управлении физиологическими процессами в организме. Вопросы рационального питания: современные концепции, виды диет. Культура быта. Режим дня. Гигиена человека. Закаливание. Двигательный режим. Роль дыхания в процессе оздоровления и совершенствования личности. Дыхательные упражнения. Знакомство с разнообразными системами общеукрепляющей оздоровительной гимнастики; массаж, лечебные гимнастические упражнения по гармонизации энергосистемы человека. Самовоспитание личности. Аутотренинг. Йога.

Ключевые понятия:
а) физическое здоровье как фактор полноценного творческого проявления человека в окружающем мире;
б) основы анатомии и физиологии нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, половой, выделительной, эндокринной и иммунной систем: их основные органы, расположение, функционирование, управление;
в) взаимосвязь функционирования всех систем организма с образом жизни человека – его ценностными установками эмоциональным состоянием и проведением.

Практические работы:
1. Ознакомление с методикой оздоровительной и лечебной гимнастики.
2. Способы оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета, отравлениях, кровотечениях, прекращении дыхания.
3. Составление пищевого рациона.
4. Работоспособность человека.
5. Дневник самоконтроля.

Творческие работы:

  • «Человек ест то, что он ест»
  • «Чудодейственная сила воды»
  • «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
  • «Искусство владеть собой»
  • «Человек в мире запаха, света и музыки»
  • «Нетрадиционные методики оздоровления».
  • «Влияние алкоголя, табака, наркотиков на здоровье человека»
  • «Музыка, цветы, поэзия в жизни человека».

Наглядные пособия:
Портреты, фотографии выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающихся экологов. ( И.П.Павлов, И.М. Сеченов, Д.Карнеги, Вернадский В, С.П. Боткин, Н.И.Пирогов).

Экскурсии на медицинский факультет МГУ им. Н.П.Огарева кафедры гигиены; в анатомический музей медицинского факультета.
   
XI класс

Предмет «Образ жизни и здоровье человека» в XI классе завершает формирование целостного представления о многогранности взаимоотношений человека в обществе, способствует выработке у каждого из учащихся нравственного понимания роли человека в обществе. Конечной целью обучения старшеклассников является выяснение и определение философской сущности и значимости жизни человека, взаимоотношений человека и общества, способствующих выработки у каждого из учащихся нравственного понимания роли человека в обществе.

Тема III. Психологические особенности поведения человека (15 ч.)

Понятие духовности и нравственности как категории культуры. Духовность как процесс совершенствования и развития человека. Социальный статус здоровья человека. Ответственность человека за здоровье человечества – залог здоровья каждого. Ценностные ориентации личности; цель и смысл жизни, добро, справедливость, счастье, любовь, истина и др. духовно-нравственные ценности – определяющие векторы полноценного здоровья человека. Концепция духовного оздоровления человека. Отношение к другим людям, окружающему миру и себе.

Ключевые понятия:
а) человек – личность, постоянно развивающаяся в соответствии с духовно-нравственными законами жизни, проявляющимися в повседневной жизни человека;
б) Смысл всех форм жизни, в т.ч. и человека, есть закономерный процесс развития;
в) жизнь развивается на основе единых духовно-нравственных законов, которые человек постигает в процессе своей жизнедеятельности только через взаимодействие с окружающим миром, постоянно расширяя свое сознание. И выбор пути развития делает только сам человек, нарушая или нет эти законы.

Практические работы:

1. Дневник самоконтроля.
2. Тест на определение темперамента.
3. Определение типа восприятия.
4. Определение объема памяти.
5. Определение зрительной памяти.

Творческие работы:
  • «Значение трудов И.П. Павлова и И.М.Сеченова»
  • «Познавательные процессы человека, этапы познания»
  • «Бодрствование и сон. Значение сна и гипноз»
  • «Как понимать себя и других».
Наглядные пособия:

Источники знаний о здоровье: научные, научно-популярные книги, журналы, справочники, энциклопедии.  


Тема IV. Человек и семья (19 ч.)

История человечества и культура общения. Психологическая культура и ее составляющие. Межличностные отношения в обществе: приятельские, дружеские, товарищеские, супружеские. Влюбленность и любовь. Семейная педагогика. Нравственная основа семьи. Психологический климат семьи. Трудовая обязанность членов семьи. Особенности молодой семьи Молодежь и здоровье. Забота общества о семье и детях. Планирование семьи. Семья и творчество, искусство, спорт.

Практические работы


1. Дневник самоконтроля.
2. Деловые игры.
3. Родословное древо семьи.

Творческие работы:

  • «Межличностные отношения в обществе»
  • «Молодежь и здоровье».
  • «Семья и искусство, творчество»

Основные требования к знаниям и умениям

  Учащиеся должны знать:

- понятия природных факторов, природный потенциал
- целостность человека и природы;
- природные и социально-экономические факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
- меры по профилактике заболеваний, связанных с этими факторами;
- специфические методы медико- биологических исследований.

  Учащиеся должны уметь:

- анализировать литературу и составлять рефераты;
- работать со статистическими данными;
- составлять медико-географические описания территории школы;
- составлять отчеты по данным мед. статистики и результатам своих собственных исследований;
- проявлять стремление и желание улучшать состояние окр. среды своей местности, свой образ жизни;
- аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., Педагогика, 1982.
2. Айрапетов С.Д. «Здоровье, эмоции, красота», М: Молодая гвардия, 1972.
3. Вайнер Э.Н. «Валеология: учебник», изд-во «Наука», «Флинты», 2002.
4. Гримак Л.П. «Общение с собой», М: изд-во Политической литературы, 1991.
5. Добрович А. «Общение: наука и искусство», М., Знание, 1978.
6. Добрович А. «Глаза в глаза», М., Знание, 1982.
7. Карнеги Д. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
8. Кон И.С. «Психология станршеклассника», М., Просвещение, 1982.
9. Леви В.Л. «Искусство быть другим», М: Знание, 1980.
10. Леви В.Л. «Искусство быть собой», М: Знание, 1978.
11. Петленко В.П. «Валеология человека: здоровье, любовь, красота», С-Петербург, 1996, 2 т.
12. Сандомирский М.А.»Защита от стресса», М., изд-во Института психотерапии, 2001.
13. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности», М., Просвещение, 1991.
14. Хмельницкий Р.Х. «Старт во взрослую жизнь», М: Просвещение, 1980. 

Герб

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Маскайкина Ирина Валентиновна © 2019