Главная | Педагогическая философия | Регистрация | Вход
Место работы

Адрес:
Республика Мордовия,
г.о. Саранск,
пр. 70 лет Октября, д. 102

Телефон:
8(8342)55-63-66

e-mail: licey-7@yandex.ru

Меню сайта

Поиск

Педагогическая философия

Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», я не могу отвечать пустой фразой: «Учителем». Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» – это жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем.

Мне нравиться каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить…

Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно.

Значит ли это, что семья не входит в число моих приоритетов? Конечно, нет! Я счастливая женщина! Жена! Мама! Счастливая! Убеждена, что это одна из главных составляющих успеха и в профессии.

Ученье – это процесс узнавания мира, расширения собственных границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир людей и вещей; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чтобы действовать, нужно уметь и знать, уметь действовать с пониманием ситуации. Но действительное понимание невозможно без умения чувствовать, воспринимать истинное положение вещей. А для этого нужно доверие, открытость миру; нужны глаза, чтобы увидеть. Конечно не для того, чтобы утвердить себя в мире, но для того, чтобы сотрудничать с ним, жить с ним в согласии. Именно в этой точке – умении чувствовать и сопереживать – начинается чисто человеческое отношение к миру. Без него человек уничтожит природу.

 «Чувства не обманывают, обманывает разум», – слова Гете. Если угодно, – это и есть один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том смысле, что в моих уроках чувства детей всегда найдут себе пищу. Посмеяться шутке, пережить трагическую биографию ученого, удивиться («обыденному») явлению природы или же творению человека, – всему этому найдется место. У меня не бывает уроков без экспериментов, и эксперименты в них играют очень важную роль – исходных моментов познания и материала для обсуждения, постановки проблем и поиска закономерностей.

«Нет» в том смысле, что я не верю в то, что человека можно целенаправленно воспитать, сформировать его душу по заранее составленному плану. Это еще одно основание моего педагогического кредо. Обоснованию не поддается.

Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для учащихся. Потому что он сам себе неинтересен – его перестал интересовать окружающий мир!

Но ведь общеизвестно, что «личность воспитывает личность». Мы замечаем, что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но невозможно описать, как выстраивается этот «воспитательный процесс». Личность способна создать вокруг себя определенную среду, своего рода силовое поле. Чтобы создать его, нужно обладать большим внутренним «зарядом».

Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.

Поэтому, готовясь к уроку, я не пишу подробного плана действий, а только «расставляю вехи» – опорные точки, которые являются для меня примерными ориентирами на пути к цели. Они, как костяк, держат урок, который в остальном подвижен и гибок. Траектория продвижения класса зависит от учащихся, от вклада отдельных детей в общую познавательную работу. Это позволяет превратить урок в совместную творческую работу. И каждый урок становится уникальным.

Ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Интересна композиция этой цитаты из Плутарха – она повторяет два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Первая часть этой цитаты вполне понятна многим учителям – знание не является главной педагогической целью. Для меня гораздо важнее абстрактного знания определений, формулировок и прочего, напрягающего только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. Что это значит? Как «связаны с жизнью», с реальным педагогическим процессом эти постулаты? – Через конкретность деталей и примеров, взятых из повседневной жизни, и через практическое применение знаний. А еще лучше, когда в уроке они меняются местами: знание возникнет в результате практической деятельности. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Тогда все сразу же становится на свои места – центральным звеном педагогики становится самостоятельная работа учащегося; только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

Я успешный учитель! И дело не в количестве победных и призовых мест, завоеванных моими учениками, и не в количестве званий, полученных мной. Хотя, не буду скрывать своей законной гордости этим. Дело в том, что кем бы ни стали мои ученики, я убеждена, что они станут людьми нравственно деятельными. Человеками с большой буквы!

Что является «золотым ключиком» педагогики? А нет никакого ключика! Не бывает педагогических рецептов и панацеи. Педагогический процесс индивидуален – у каждого истинного педагога свой ключ. Да и вовсе нет никакого ключа, поскольку все дети разные! Вот и получается вывод: педагогика – искусство, а настоящий педагог – художник.
Герб

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Маскайкина Ирина Валентиновна © 2024