Главная | Представление собственного инновационного педагогического опыта. | Регистрация | Вход
Место работы

Адрес:
Республика Мордовия,
г.о. Саранск,
пр. 70 лет Октября, д. 102

Телефон:
8(8342)55-63-66

e-mail: licey-7@yandex.ru

Меню сайта

Поиск

  1. Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта.

«Исследовательский метод как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии»



 

             Актуальность и перспективность опыта

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии и биологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

Ученическое исследование по экологии и биологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Из всего многообразия видов исследовательской деятельности учащихся можно выделить три основных:

- теоретические исследования;

- прикладные, опытно-проблемные;

- системные, комплексные исследования по единой программе

Я со своими учениками на протяжении ряда лет занимаюсь третьим видом деятельности.

Исследовательская деятельность имеет ряд особенностей:

  1. Имеет проблемный характер и поисковую направленность.
  2. Высокая степень достоверности и обьективности.
  3. Исследования представляют собой сочетание теоретических  знаний в области различных дисциплин, культуры и практических действий.

Основным  обьектом  исследовательской  деятельности школьника необходимо считать природные обьекты и самого человека.

Исследовательская деятельность предполагает наличие нескольких основных этапов:

Этап 1. Подготовительный

Изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об обьекте изучения, подбирают методики.

Этап 2. Экспериментальный

Проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные участки, делают их описание.

Этап 3. Камеральный

Осуществляется обработка материала, определяется видовой состав, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, графиков.

Этап 4. Аналитический

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.

Этап 5. Отчетный

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

- актуальность темы;

- цель и задачи исследования;

- литературный обзор;

- экспериментальная часть (описание методик исследования,     использование диаграмм, таблиц, фотографий);

- выводы и предложения по работе;

- список литературы.

 Этап 6. Информационный (возможен).

Ознакомление коллектива школы, выступления на конференциях, конкурсах.

Этап 7. Практический

Личное участие школьников в практической работе.



 

Концептуальность

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу исследований отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у детей  такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Этот  метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости и  целеустремленности. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.  Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.



 

Теоретическая база опыта

С 2002 года  работаю над проблемой:  «Исследовательский метод  как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии»     Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов и методистов: В.В.Пасечника, А.А.Каменского, Б.М.Медникова, Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина, А.В.Леонтовича, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку  деятельностного характера исследования.



 

Ведущая педагогическая идея

В процессе усвоения ребенком теоретического материала важно привить ему навыки осмысленного подхода к фактам, событиям, биологическим процессам. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, ставить проблему и аргументировать и отстаивать свою точку зрения – ставлю основной своей задачей.

  С этой целью используются разные формы, приемы и методы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность учащихся на различных этапах изучения биологии.

Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при проведении  учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского характера и др. В своей практике  успешно использую следующую технологию осуществления исследовательской деятельности на уроках биологии, представленную М.А.Шаталовым: актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);  создание проблемной ситуации с помощью проблемно  –  поисковой беседы, демонстрационного эксперимента;  постановка учебной проблемы;  решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);  доказательство и  применение найденного решения (путём выполнения  лабораторного опыта).  По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки - исследования. На  уроке с элементами исследования  учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.  На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения.

 В процессе работы над данной проблемой проводятся уроки – диспуты, ролевые игры, уроки викторины, комбинированные уроки, уроки самостоятельной работы, уроки контроля знаний, обобщающие уроки. Практически на каждом уроке использовались методы развивающего обучения, предлагались задания на различные виды мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщения, классификацию. Ставились и обсуждались вопросы проблемного характера.  Ребятам предлагаются задания творческого поиска: составление ребусов, загадок, кроссвордов.

  Ребята на уроках показали, что научились свободно вести рассуждения, не боятся высказывать свою точку зрения. И хотя программный материал из года в год усложняется, повышаются требования к умениям и навыкам учащихся, уровень успеваемости страдает незначительно (мониторинг) В дальнейшей работе над проблемой хотелось бы больше внимания уделить на дифференцированный подход.



 

Оптимальность и эффективность средств

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по предметам. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как  правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.  Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.  Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами

 2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;

  3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;

4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;

  5. При решении задач обучающего характера.

Своей задачей считаю создать для любого ребенка ситуацию успеха, не оставляя места скуке и страху ошибиться – того, что тормозит развитие.



 

Результативность опыта

-Повышается познавательная активность на уроках (из пассивного слушателя в активного участника);

- Высокое усвоение УУД на уроке;

- Формируются личностные компетенции.

Опыт показывает, что реализация технологии исследования дает положительные результаты, стимулирует самостоятельность  и саморазвития в рамках оптимизации учебного процесса.

В течение  20лет  работаю с детьми в научно- исследовательском направлении.

Подготовлены призеры и победители Муниципальных, Республиканских, Российских олимпиад. А также призеров и победителей городских, республиканских, Российских, Международных конкурсов исследовательских работ.

 Два года участвовали с детьми в Международном конкурсе « Одаренные дети».

В течение 10 лет участвовали и побеждали  - на Российском  конкурсе «Человек на Земле», в Международных конкурсах «Зеленая планета», «Школьные Харитоновские чтения», «Юношеские Чтения им. В.И. Вернадского».

 В процессе внеклассной работы были организованы тематические вечера, акции.   Принимала участие, в течение 15 лет, в работе летних республиканских экологических  сборов «Сура».



 

Возможность  тиражирования

Накопленный опыт работы  по технологии  исследования на уроках биологии пропагандируется  на республиканских, районных семинарах и конференциях, открытых уроках, сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования:



 


 




 

Герб

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Маскайкина Ирина Валентиновна © 2024