Главная | Педагогическая идея | Регистрация | Вход
Место работы

Адрес:
Республика Мордовия,
г.о. Саранск,
пр. 70 лет Октября, д. 102

Телефон:
8(8342)55-63-66

e-mail: licey-7@yandex.ru

Меню сайта

Поиск

Педагогическая идея

Комплексная экологическая практика как формирующий фактор экологического образования

Современная цивилизация подошла к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. Поэтому весомым элементом современного естественнонаучного образования выступают экологическое обучение и воспитание экологической культуры личности. Это проявляется в системе духовных ценностей, в развитии гуманистических установок, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы, определяет характер и качественный уровень взаимоотношений общества и природы, имеет существенное значение для этапов движения человечества к ноосфере.

Методологические основы естественнонаучных аспектов школьного экологического образования представлены в работах И.Т. Суравегиной, З.И. Тюмасевой, Н.М. Черновой, которые первыми среди российских ученых-педагогов предложили концепцию общего экологического образования, участвовали в разработке школьного стандарта экологического образования.

Большинство ученых-педагогов рассматривают «экологическое образование» как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, вооружение ребенка экологическими знаниями, умениями, навыками. По их мнению, экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание — мышление — знание — деятельность».

Учебно-исследовательская деятельность по экологии соединяет в себе теоретические знания и практические умения. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают знания, умения, навыки, которые в будущем позволят им по-новому взаимодействовать с природой, помогут сориентироваться во времени и пространстве адекватно социоприродной динамике. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся в области экологии выступает экологическая практика. 

В основу нашего инновационного проекта положена гипотеза, согласно которой в процессе естественнонаучного образования у учащихся будут сформированы учебно-исследовательская деятельность и личностно значимое отношение к природе, если: в процесс естественнонаучного образования будет включена экологическая практика как система постоянных систематических наблюдений за процессами и явлениями в окружающей среде.

Методологической основой инновационного проекта явились совре-менные философские идеи оптимизации взаимоотношений общества и при-роды; концепция непрерывного экологического образования как одно из условий оптимизации взаимодействия человека и среды, их устойчивого развития, философско-педагогические идеи теории деятельности.
Теоретической основой проекта являются работы, посвященные вопросам организации школьного экологического мониторинга, методологии, теории и практики педагогического моделирования, проблемам мониторинга окружающей природной среды.

Новизна состоит в том, что:  выявлены возможности экологической практики как формы организации учебно-исследовательской деятельности и педагогической технологии, адекватной задачам экологического и естественнонаучного образования.

Экология как никакая другая область знания, будучи междисциплинарной, нуждается в подкреплении практикой, ибо только практика позволяет комплексно применять полученные знания в реальной действительности и способствовать их закреплению и преобразованию в личностно-деятельностные психологические структуры человека. Освоение основ экологической культуры каждым гражданином и использование ее в своей жизни и трудовой деятельности – конечная цель экологического образования; а охрана окружающей среды должна стать образом жизни каждого человека.
Эти особенности организации экологической практики показывают, что она позволяет решать целый ряд педагогических и общественно значи-мых задач.

В русле канала общественного экологического мониторинга они кон-кретизируются следующим образом:
  1. Инвентаризационные задачи: определение экологического со-стояния природных и природно-антропогенных объектов;
  2. Оценочные задачи: оценка эффективности антропогенного воз-действия на природную среду, а также направлений и степени развития не-благоприятных последствий;
  3. Динамические задачи: изучение характера изменений в природе при различной интенсивности антропогенных воздействий;
  4. Прогнозные задачи: составление различных прогнозов локального и регионального масштаба на основе экологического мониторинга и моделирования, выявление тенденций и темпов развития изучаемой системы;
  5. Рекомендательные задачи: разработка рекомендаций по сниже-нию негативных воздействий антропогенной окружающей среды на субъектов экологического исследования, проектирование позитивных экологических перемен.
Обучение выпускников школ способам решения подобных задач – требование сегодняшнего дня. Решение этих задач в учебно-воспитательном процессе способствует усвоению системы необходимых экологических знаний и умений, включающей:
  1. научные представления о мире природы и окружающей человека среде;
  2. культуру субъективных отношений человека с миром природы;
  3. освоение способов и приемов ресурсосберегающих технологий взаимодействия людей с миром природы;
  4. включение в систему способов и приемов познания действительности специфических для экологии методов.
При различных вариантах осуществления экологического образо-вания на современном этапе экологическая практика в значительной мере формирует систему экологических знаний и умений, экологическое мировоззрение, экологическое сознание  – и в целом – экологическую культуру.

Поэтому система школьного экологического обучения как интерактивная форма обучения работает на формирование новых ценностных ориентаций у человека, новых – экологических – стереотипов мыследеятельности.

При проведении экологического мониторинга природа становится основной лабораторией для практических дел в учебно-познавательном и воспитательном процессе в период школьного обучения.

Основное целевое назначение мониторинга – учебно-познавательное: изучать закономерности и изменения в окружающей среде, анализировать их причины и следствия. Организованная в форме наблюдений по мониторинговым программам природоведческая практика носит ком-плексный характер, так как требует, во-первых, знаний по многим учебным дисциплинам; во-вторых, применения методов познания, используемых разными отраслями наук; в-третьих, обеспечивает разностороннее изучение природных объектов и обеспечивает его целостную, объективную характеристику. В итоге создается научная картина мира. Поэтому практика, организуемая в форме выполнения мониторинговых программ, по праву называется комплексной.

Таким образом, экологический мониторинг «работает» на формирование естественнонаучной картины мира как интегрированного образа природы созданного путем синтеза естественнонаучных знаний на основе фундаментальных законов природы.

Включение учащихся в комплексную экологическую практику означает взаимодействие людей разного возраста и уровня компетентности в вопросах экологии. В реальности это означает одновременное общение и взаимообучение всех категорий участников экологического движения – школьников, учителей, научных руководителей. Учащиеся получают необходимые знания и умения по экологии, вместе с учителями знакомятся с этикой работы в разновозрастном коллективе, на практике реализуют общественно значимую программу – в итоге усваивают алгоритм мыследеятельности на основе экоимператива.

Как идет это обучение?

Например, в нашем активе – подготовка и проведение ежегодных республиканских экологических сборов «Сура» по исследовательскому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» на базе биологической станции Мордовского государственного университета. Для того чтобы постоянно поддерживать интерес у школьников и обозначить актуальные проблемы экологии, тема сбора ежегодно меняется.

Также экологическая практика и исследовательская деятельность осуществляются в рамках других проектов.

За это время моими учениками выполнено более 30 исследовательских работ, которые были представлены на муниципальных, республиканских, российских, международных конкурсах и научно-практических конференциях, где стали лауреатами и получили высокую оценку специалистов.

Соединение формальной системы обучения с практической экологией и наукой – актуальное направление в экологическом образовании, возмож-ность раннего привлечения молодежи к поисковой деятельности и углубленным занятиям наукой. Начиная со школы, ученик участвует в экспедициях, закрепляя и применяя полученные знания, анализируя причины и следствия экологического негатива, и учится своими руками создавать экологический позитив.

Наш опыт показывает, что реализация инновационного проекта, организация комплексной экологической практики, которое позволяет решать следующие задачи:
  • успешно сочетать теоретическое и практическое обучение в формировании системы экологических знаний и умений у школьников;
  • воспитывать гуманное отношение к природе и формировать экологическое сознание человека на основе понимания развития как коэволюции Природы и Человека;
  • осваивать способы ненасильственного взаимодействия с природой, бережного использования ее ресурсного потенциала;
  • проводить профориентационную работу со школьниками, интересующимися естественными науками, и готовить из них новое поколение будущих экологически ориентированных профессионалов;
  • комплексная экологическая практика является универсальной формой профориентационной работы для школьников, интересующихся основами разных наук;
  • обучение в конкретном деле, имеющем общественно значимый результат, в процессе экологической практики – наиболее действенный способ формирования экологической культуры личности.
Герб

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Маскайкина Ирина Валентиновна © 2024